Масляный насос предназначен создавать давление в системе смазки для обеспечения смазывания всех поверхностей элементов двигателя внутреннего сгорания, которые находятся в движении. Это необходимо для создания постоянного круговорота масла в системе смазывания. Для некоторых деталей (коренные и шатунные подшипники коленвала) смазка должна осуществляться только под давлением. Только таким образом происходит нормальное смазывание этих деталей.
В некоторых случаях масляный насос выполняет и другую специфическую задачу – откачивание масла из поддона картера и подача его к масляному баку. Эту задачу он осуществляет в двигателе с «сухим картером».
При таком устройстве двигателя нагнетатель устанавливают после масляного бака перед фильтром, а секции откачивающего насоса располагаются меж секциями картера и масляным баком или вспомогательным масляным радиатором воздушного охлаждения. Если рассматривать двигатель с «мокрым картером», то масляный насос располагают в поддоне картера после маслоприемника перед масляным фильтром.