Брусья - это важные детали, которые выполняют сразу несколько ключевых функций:
объединяют составляющие устройства пути в надежную конструкцию;
сохраняют расстояние между рельсовыми нитями постоянным;
равномерно распределяют давление (от колес проезжающего транспорта) по всей поверхности балластного слоя.
Могут быть выполнены из хвойных пород (сосна, кедр, ель, лиственница, пихта) или из березы, а также – две принципиально другие группы – из металла или железобетона. Последние варианты обладают определенными преимуществами: например, они очень прочны, и их не требуется дополнительно защищать от микроорганизмов или влаги.
Но стрелочный переводной деревянный брус (А4 тип 2 или любого другого вида) тоже обладает эксплуатационными плюсами, в числе которых:
простота формы;
лучшее сцепление с грунтовой подушкой;
легкость – весит в 3-4 раза меньше аналогов из бетона;
доступность – стоит дешевле;
упругость при достаточной надежности.
В совокупности перечисленные достоинства и определяют актуальность применения. Именно сосновые и подобные им опорные элементы являются наиболее распространенными на Ж/Д-линиях. Металлические и железобетонные используются там, где эксплуатировать рассматриваемые нами нецелесообразно – из-за климата или короедов. Например, в отдельных регионах Индии орудуют термиты, которые пожирают даже самую плотную породу за считанные месяцы, а в Сибири под воздействием низких температур еловая конструкция может пойти трещинами.